29 oктября в Eвaнгeличeскo-Лютeрaнскoм сoбoрe святых Петра и Павла прозвучат две главные реформационные кантаты Баха: «Gott der Herr ist Sonn und Schild» BWV 79 и «Ein feste Burg ist unser Gott» BWV 80 – музыка, воплотившая в себе все величие и радость праздника.
Творчество Иоганна Себастьяна Баха – культурное выражение лютеранства и идей Реформации. В год 500-летия реформы Лютера фонд Collegium Musicum начинает грандиозный духовно-просветительский проект – все кантаты Баха. Комментирует программы крупнейший российский специалист в области старинной духовной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов.
Кантата «Gott der Herr ist Sonn und Schild» BWV 79 – образцовый пример, который помогает нам понять, как праздновался и как воспринимался День Реформации в Германии во времена Баха. Прежде всего это благодарение и образ воинствующей и торжествующей церкви. Не случайно первый хор основан на словах 83 псалма «Господь Бог есть солнце и щит». В оркестровке этой небольшой кантаты использованы трубы и литавры, что придает музыке особенно торжественный триумфальный характер. При всей парадности сочинения, Бах не забывает продемонстрировать изобретательность, фантазию и мастерство, тем самым создает простую, строгую, но очень впечатляющую композицию.
Кантата №80 – одно из самым популярных и известных сочинений Баха. В ней целиком звучит знаменитая песня Мартина Лютера «Ein feste Burg ist unser Gott» («Господь – твердыня наша»). Это один из самых известных лютеранских гимнов, его не раз использовали в качестве узнаваемого символа композиторы разных эпох. Он также отличается торжественно-воинствующим характером, не случайно вслед за Генрихом Гейне его называют «Марсельезой» XVI века.
Более ранняя версия этой кантаты была написана для Страстной недели. Переработав ее, Бах удивительным образом соединил в музыке триумф, без которого немыслим праздник Реформации, и глубокие размышления человека о своем жизненном пути, на котором предстоит немало страданий, и тем самым конечное торжество наполняется особым смыслом. В отличие от кантаты №70, звуковая палитра в этом сочинении более аскетична. Но главное в нем не внешняя яркость, а ощущение космоса – небесного града и Бога, который повелевает небом и землей.